Posted 20 ноября 2018,, 08:03

Published 20 ноября 2018,, 08:03

Modified 31 августа 2022,, 05:09

Updated 31 августа 2022,, 05:09

Монополия «Амурстали» стала угрозой для экономики Дальнего Востока

20 ноября 2018, 08:03
В последние несколько месяцев Хабаровский край не сходит с лент федеральных новостей. Основное внимание к региону было приковано ввиду неожиданных итогов выборов губернатора региона, которые закончились победой кандидата от ЛДПР, депутата Государственной Думы Российской Федерации Сергея Фургала.

Во втором туре выборов он победил действующего губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпортас большим отрывом — 69,57 % против 27,97 %. Однако уже спустя несколько недель регион вновь привлёк к себе внимание. Поводом стала ситуация, складывающаяся вокруг единственного на Дальнем Востоке металлургического завода «Амурсталь» (до 2018 года – «Амурметалл»), деятельность которого, по оценкам экспертов, может привести к лишению рабочих мест более 15 тысяч человек и кризису в сфере металлопереработки.

Возможен и другой вариант развития событий – «Амурсталь» вновь встанет на тропу банкротства и будет вынужден сократить более тысяч рабочих мест. Как получилось, что одно из крупнейших предприятий Комсомольска-на-Амуре оказалось в безвыходной ситуации, разбирался «Трансибинфо».

19 мая 2018 год Дмитрием Медведевым было подписано Постановление Правительства № 584 временно ограничивающее перечень морских портов Дальнего Востока, через которые разрешён вывоз лома чёрного металла на экспорт. По итогам подписания документа сырьё можно было вывозить только через труднодоступные и неприспособленные порты Камчатского и Хабаровского краёв, Магаданской и Сахалинском областей. Однако фактически такой экспорт является экономически нерентабельным.

Главной задачей введения столь неожиданных для Дальнего Востока ограничений была попытка вывести из кризиса предприятие «Амурсталь». С 2009 года завод периодически находился в состоянии банкротства, а в 2013 году арбитражный суд и вовсе признал его банкротом. Спустя четыре года компания «Торэкс-Хабаровск» (учредителем является супруга губернатора Хабаровского каря Сергея Фургала Лариса Стародубова и его бывший партнёр по бизнесу Николай Мистрюков) стала новым собственником имущественного комплекса завода «Амурсталь» после чего состоялся перезапуск завода.

Однако практически сразу после возобновления своей деятельности «Амурсталь» столкнулся с недостатком сырья. Мощности были загружены всего на 12 процентов. Выход из ситуации решили искать через федеральные власти. В СМИ появилась информация о том, что со стороны Минвостокразвития РФ и полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева разрабатывается проект вышеуказанного постановления, который бы позволил предприятию выйти из кризисного положения. По некоторой информации, первоначально с такой инициативой в профильные ведомства обращался именно Сергей Фургал, на тот момент бывший депутатом Государственной Думы РФ.

Принятый комплекс мер привёл к тому, что большая часть металла со всего Дальнего Востока стала поступать именно на завод «Амурсталь». На сегодняшний день загрузка мощностей завода составляет более 80%.

О рисках ограничения экспорта чёрного металла, говорили ещё до подписания профильного постановления правительства. В марте 2018 года был создан Межрегиональный Дальневосточный профсоюз работников предприятий по переработке металлических отходов, который официально заявил о всех рисках данного решения.

«При ограничении экспорта лома, вне зависимости от действий ключевых игроков, объемы ломосбора упадут в первый год на 30%, во второй год — в два раза, в третий год — в три раза, — говорится в официальном обращении организации «Руслом». — Острый дефицит со снабжением у «Амурметалла» начнется во втором полугодии второго года после ввода ограничений, без возможности восстановления прежних объемов ломосбора. Одновременно цена лома резко вырастет при падении ломосбора в связи с ростом издержек на собираемую тонну вторичного сырья. Что приведет, в свою очередь, к тому, что «Амурметалл» будет вынужден импортировать лом из Китая уже в 2020 году. Свое сырье фактически будет выброшено ржаветь на свалку, а валютные резервы России пойдут в другие страны для закупки лома. Одновременно в ДФО сократится более 4 тыс. рабочих мест на ломозаготовительных предприятиях (сегодня работает 7,7 тыс. человек), а количество ломосдатчиков — на 30 тыс. человек (сегодня работает 75 тыс.), причем в тех областях, где сбор лома сегодня единственное средство заработка у населения. Это означает рост социальной напряженности», — цитировали «Известия» представителей организации.

Практически сразу после ограничения экспорта чёрного металла на Дальнем Востоке на ситуацию обратила внимание и Федеральная антимонопольная служба. В одном из своих ответов на запрос депутата Государственной Думы Российской Федерации от 8 мая 2018 года надзорное ведомство отмечало:

«Ограничение и введение запрета на экспорт отходов и лома чёрных металлов из Дальневосточного федерального округа может привести к возникновению доминирующего положения ОАО «Амурметалл» на рынке чёрных металлов в границе округа в качестве потребителя, в результате чего организация получит возможность в одностороннем порядке оказывать влияние на общие условия обращения товара, что может негативно отразиться на экономическом положении поставщиков лома в Дальневосточном федеральном округе».

Кроме того, в ФАС заявляли, что у завода отсутствует техническая возможность использовать весь объём лома и отходов чёрных металлов, что будет способствовать образованию профицита товара.

Спустя несколько месяцев по просьбе своих ассоциантов саморегулируемая организация «Руслом» обратилась с иском к правительству РФ по отмене постановления №584. Однако судебная коллегия по административным делам ВС РФ отказала в иске, не согласившись с доводами истца. Следующее заседание назначено на 13 декабря.

«Более 15 тыс. рабочих мест может сократиться, а это трагедия не только для того, кто будет уволен, но и для их семей. Допускать этого нельзя, кто бы чем бы ни прикрывался, какими бы благими намерениями они ни апеллировали. Вводить нормы запрета, которые приведут к трагедии личности, граждан допускать ни в коем случае нельзя. Не должна прибыльность, в том числе монополистов, идти вразрез с социальными гарантиями граждан», — прокомментировал ситуацию «Известиям» депутат Госдумы Валерий Рашкин.

Ограничения экспорта лома чёрных металлов на Дальнем Востоке продлятся до января 2019 года. Формальные причины подобного решения, казалось бы, лежат на поверхности – государство помогло предприятию выбраться из кризиса и сохранить работу тысячам человек. Однако по факту такое решение лишь спровоцировало кризис в отрасли и поставило под угрозу тысячи рабочих мест на всём Дальнем Востоке. Более того, подобные решения явно не вписываются в курс ускоренного социально-экономического развития, декларируемого федеральным центром, не говоря уже о принципах рыночной экономики. В то время как с одной стороны инвесторам территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток гарантируют налоговые преференции, с другой, государство показывает иную картину, при которой любую сферу дальневосточной экономики одним решением могут переиграть в пользу компании, испытывающей трудности. В ситуации с «Амурсталью» доводы касались сохранения рабочих мест в одном из градообразующих предприятий Комсомольска-на-Амуре. Однако мало кто обратил внимание на то, что таких предприятий в промышленной столицы Хабаровского края сразу несколько и практически в каждом из них свои проблемы.

Так или иначе, но ситуация, сложившаяся на заводе «Амурсталь» станет одним из первых серьёзных стресс-тестов для обновлённого руководства региона. Несмотря на то, что глава региона Сергей Фургал всячески отрицает связь с предприятием, которая прослеживается через его супругу и бизнес-партнёров, ему в любом случае придётся решать данную проблему в силу занимаемой должности. Хватит ли лоббистского потенциала у нового губернатора для удержания ограничения экспорта лома чёрных металлов или предприятие будут спасать через привлечение дополнительных инвестиций – вопрос пока открытый.

"